Технобариста
Сейчас в ресторанах многие процессы автоматизированы: например, можно сделать заказ в приложении и получить его, как только вы войдёте в помещение. Технический прогресс пошёл дальше: уже есть заведения, в которых роботы делают кофе и пекут вафли. Мы узнали у создателей робокафе Coffeenomica, что умеют делать сотрудники-роботы.
Как в России появилось первое робокафе
Рестораны с официантами-роботами впервые появились в Японии в начале 80-х годов. Высокотехнологичные сотрудники не могли принять заказ или открыть бутылку вина, но работали как ходячая реклама ресторана. Тенденция сохранилась и сегодня: робот в заведении — это готовая пиар-кампания.
Первое в России робокафе MontyCafe в московском торговом центре «Водный» открыл IT-специалист Павел Жданов вместе со своим партнёром. Эту идею бизнесмены подсмотрели в США. Сейчас в сети франчайзи MontyCafe есть точки в парке «Зарядье», на ВДНХ, в нескольких московских и региональных торговых центрах — например, в Саратове и Уфе.
Чаще всего под словом «робот-бариста» имеют в виду вендинговый автомат с расширенным набором функций. Как раз по такому принципу работает франшиза MontyCafe. Бариста в кофейне сам заправляет зерно в рожок, взбивает молоко. Робот же нажимает кнопку на кофемашине — и напиток готов. Затем механизм передаёт стаканчик покупателю, который оплачивает кофе с помощью терминала. В свободное от работы время робот танцует и привлекает посетителей как аттракцион.
В «Зарядье» такой вендинговый аппарат поместили в киоск в советском стиле. Робот подаёт гостям кофе, мороженое и молочные коктейли. Это решение подойдёт для фудкортов, точек в парках или торговых центрах.
Робот ждёт новые заказы внутри киоска в парке «Зарядье»
Как робот Айзенкох печёт вафли в петербургском кафе
В Coffeenomica робот делает вафли. Специально для кофейни его сконструировали инженеры компании «Мультиагентные системы». Каждому гостю бариста выдаёт пульт с двумя кнопками, с помощью которых посетители выбирают одну из двух вафельниц — дальше со всем справится робот. Его центральная часть — манипулятор, принцип работы напоминает движения человеческой руки. Это позволяет роботу аккуратно заливать тесто в нужную вафельницу.
Робот Айзенкох залил тесто в форму и ждёт, когда вафли будут готовы
Сотрудник Coffeenomica в это время делает кофе и не отвлекается на приготовление блюда. Бариста нужно только следить, чтобы у робота не закончилось тесто и палочки для вафель. Такая автоматизация выгодна рестораторам: механический персонал разгружает сотрудников от монотонной работы и они успевают обслужить больше гостей.
Перед началом смены бариста промывает детали робота, которые контактируют с пищей, и заливает тесто в форму для вафель. В конце смены он ещё раз промывает элементы и выключает устройство.
Вадим Манаенко, создатель робота для робокафе Coffeenomica
«Внедрить робота в работу кафе было не так сложно. Бариста без инженерного образования научился с ним работать за два дня. Мы продумали конструкцию робота таким образом, чтобы у него было минимум настроек. Сейчас мы создаём роботизированные решения, которые подойдут разным заведениям — например, пиццериям или салатериям. Мы можем научить робота жарить омлет, панкейки или наливать глинтвейн».
Так выглядят вафли, которые приготовил Айзенкох
К февралю 2022 года робот-вафледел работает в Coffeenomica около месяца — за это время он ни разу не вышел из строя. Всё техническое обслуживание берёт на себя компания Вадима Манаенко.
Что учесть, когда решите пригласить робота на работу
Большинство сотрудников-роботов больше похожи на вендинговые аппараты и не смогут полностью заменить повара или бариста.
Чтобы найти подходящее нестандартное решение, скорее всего, придётся обратиться к робототехникам напрямую. Даже умелый робот-вафледел или салаторез в первую очередь решает имиджевые задачи, а во вторую — экономические.
Вадим Манаенко, создатель робота для робокафе Coffeenomica
«В Азии и США есть роботы, которые делают пиццу. Они раскладывают уже подготовленные ингредиенты, ставят тесто в печь и спустя время отдают готовое блюдо посетителю. Но пока это больше про вау-эффект, а не оптимизацию производства».
Сотрудник-робот требует специфического ухода и внимания инженеров
Найти нужные запчасти и специалиста, который в случае чего починит робота, будет не так просто. Если решили передать часть работы механическому сотруднику, сразу посчитайте, во сколько вам обойдутся ремонт, замена старых запчастей, покупка нового кухонного оборудования для робота.
Если вам хочется развивать ресторан с помощью технологий, но на роботов вы пока не отважились, воспользуйтесь r_keeper Cloud. Это комплексное облачное решение, которое поможет:
-
Быстро формировать отчёты по расходу блюд и выручке. Благодаря этой функции можно закрыть смену за 10 минут.
-
Назначать автоматическую скидку на блюда и заказы. Не придётся держать в голове акции и сезонное меню — всё будет храниться в облаке.
-
Делать расчёт всех заказов одним движением. Вбиваете номер столика в систему и сразу видите чек.
Решение стоит от 2 500 рублей в месяц — можно настроить его под себя и пользоваться только тем, что вам нужно