Подать за 40 секунд
В 2018 году рынок офисного общепита уже был перенасыщен, в деловых центрах работали сетевые заведения, которые мало чем отличались друг от друга, вспоминает директор сети Lunch Time Эдуард Мезенцев. «Чтобы закрепиться в этой нише, мы придумали новую концепцию на основе знакомого формата столовой, — говорит он. — Прошлись по офисам и опросили сотрудников: что их в таких заведениях больше всего раздражает. Оказалось, что это запах, который долго не выветривается, старая мебель, нерасторопный персонал, маленькие порции и невкусная еда. Мы придумали, как избежать всего этого: процесс заказа должен быть полностью автоматизированным, а блюда — вкусными, как в ресторане».
Как появились столовые будущего
Сегодня киоски для бесконтактного заказа с сенсорными экранами работают в большинстве ресторанов быстрого питания, а тогда это было редкостью, говорит Мезенцев. Оборудование удалось закупить у производителя, но подходящих программ на рынке еще не было. Пришлось писать их самостоятельно — айтишников нанимали в штат или искали на стороне.
Недостатки такого подхода проявились быстро — в системе постоянно что-то ломалось. К тому же самописное ПО тяжело интегрировалось со складской программой: трудно было настроить «мост» между складом и выдачей, чтобы в меню в моменте отображались блюда и ингредиенты, которые есть в наличии. В 2022 году перед открытием седьмого по счету ресторана решили, что нужен принципиально новый подход.
«Мы проанализировали все системные решения, которые были на рынке и поняли, что нашим требованиям отвечает только r_keeper, — говорит директор Lunch Time. — Система легко адаптировалась к любым бизнес-процессам, ее можно было видоизменять и интегрировать, например, с программой складского учета, которую мы используем».
Собери сам: как сделать меню интуитивно понятным
Сеть заведений обратилась в компанию UCS-Service. «Задача стояла нетривиальная: автоматизировать столовую в деловом центре с использованием киосков самообслуживания, — говорит руководитель отдела продаж UCS-Service Иван Сафонов. — Заказчик рассчитывал на высокую проходимость — несколько сотен человек в обеденные часы, поэтому все процессы должны были проходить быстро. Высокая скорость обслуживания и минимум сотрудников в зале и на кухне — вот цели, которых нужно было достичь».
Важно было предложить решение под ключ, которое не нужно будет дорабатывать в процессе. Проект подразумевал комплексное решение — от схемы прокладки проводов до сценария работы киосков. Последнее, по словам Ивана Сафонова, было самым трудоемким. Чтобы гость мог без посторонней помощи «сконструировать» и оплатить бизнес-ланч, специалисты UCS-Service работали в связке с заказчиком: тестировали разные макеты для точной визуализации блюд и высчитывали оптимальную очередность появления пунктов меню на экране. Потратили несколько месяцев, зато система не потребовала серьезных доработок после запуска. На реализацию, как и ожидалось, ушло полгода.
Разведка боем: что показала практика
Сегодня все работает так: гость выбирает блюда на сенсорном экране киоска, затем оплачивает банковской картой и получает номер электронной очереди. Через 40 секунд после поступления заказа, обед выезжает на подносе — его можно забрать в зоне выдачи. Хотите увидеть, как это работает? Посмотрите видео из ресторана, где создатель проекта и заказчик рассказывают о нем сами.
После запуска системы потребовались лишь небольшие доработки. Оказалось, что сотруднику кухни неудобно менять статус заказа — при большом потоке гостей он просто не попадает по нужному заказу на сенсорном экране. Решение нашли быстро: добавили штрих-код на бумажный чек, который поступает на кухню вместе с заказом. Теперь повар просто его сканирует — вероятность ошибки сведена к минимуму.
Кроме того, сотрудники UCS-Service помогли заказчику интегрировать в терминалы систему корпоративного питания и сделать так, чтобы гость мог расплачиваться за обед с помощью корпоративных карт.
Результат: больше оборот и меньше сотрудников
Сегодня на кухне Lunch Time работают три человека. Еще один сотрудник находится у единственной кассы в зале, чтобы гости могли оплатить обед наличными. Заведение работает только 4 часа, за это время успевает обслужить до 500 гостей. Пропускная способность столовой, которая раньше находилась на этом же месте, была не выше 200—300 человек за 7 часов работы. По скорости обслуживания новый формат выигрывает у привычного в 3—4 раза.
«Мы сравнивали затраты на запуск обычной столовой “советского” формата и пришли к выводу, что наше решение более рентабельно, — рассуждает Эдуард. — Ты вкладываешь больше денег на старте в ИТ и оборудование, но зато быстро отбиваешь затраты за счет сокращения числа сотрудников и увеличения оборота. Кроме того, мы эффективно используем арендованную площадь: больше посадочных мест за счет уменьшения площади кухни. Решения r_keeper помогают нам сэкономить на издержках — система не дает сбоев, а сотрудники UCS-Service, в случае чего, помогают адаптировать процессы под наши потребности».
Путь, который выбрала компания Lunch Time, характерен для рынка общепита, считает Иван Сафонов: «Сегодня многие клиенты отказываются от собственной разработки программных решений в пользу готовых продуктов. Один из главных плюсов — возможность своевременно получать обновления. r_keeper следит за рынком и регулярно дорабатывает свои продукты. Благодаря этому система позволяет использовать последние передовые технологии в управлении предприятием общественного питания».
Выражаем благодарность дилеру UCS-Service за помощь в подготовке материала!