Эффект дежавю
В 2019 году основатели системы автоматизации ресторанов r_keeper Григорий Гуревич и Евгений Малахов вышли из бизнеса, который развивали с конца 1990-х. Следующие три года они наблюдали за развитием актива со стороны. А в марте 2023 года выкупили r_keeper у его последнего владельца, компании VK. Зачем предприниматели вернули себе бизнес?
Накануне интервью с создателями системы автоматизации ресторанов и баров r_keeper Григорием Гуревичем и Евгением Малаховым Forbes предупредили, что партнеры — закрытые люди, которые редко общаются с прессой. Однако с первых секунд беседы они производят обратное впечатление: перебивая друг друга, охотно рассказывают о прошлом и будущем системы автоматизации ресторанов, которую они создали в конце 90-х.
Первые 20 лет r_keeper развивалась как независимый проект и стала лидером своего рынка. С 2016 года в ее капитал входили крупные корпорации — Rambler & Co, Сбербанк, VK (раньше — Mail.ru Group). А в 2019 году основатели, чьи доли окончательно размылись, вышли из бизнеса. Последние три года они наблюдали за развитием актива со стороны. Но в начале 2023-го снова стали собственниками r_keeper, выкупив его у последнего владельца — компании VK.
В последние годы проект был убыточным. На конец 2022 года основное операционное юрлицо r_keeper показало убыток более чем на 800 млн рублей.
Зачем основатели вернули себе проблемный актив?
Ламповый бизнес
Выпускники Национального исследовательского технологического университета МИСИС Григорий Гуревич и Евгений Малахов придумали r_keeper в начале 90-х. Тогда оба работали программистами и получили заказ на автоматизацию складского и бухгалтерского учета от московского ресторана «Манила». Подобных технологий на рынке было мало. Основным игроком был американский MICROS. Партнеры решили занять нишу — и в 1992 году основали компанию UCS, которая стала разрабатывать систему и продавать ее представителям ресторанного бизнеса. К 1996 году предприниматели создали еще ряд продуктов, в том числе системы автоматизации гостиниц и развлекательных центров.
На старте у компании было три владельца: помимо Гуревича и Малахова — Филипп Майзенберг. Но в 1997 году он вышел из бизнеса, чтобы сосредоточиться на карьере в банковской сфере, рассказывает Гуревич. Доля Майзенберга в бизнесе впоследствии перешла партнерам.
Предприниматели вспоминают, что на старте вкладывали в проект только свои «труд, время и знания». Бывало, что они брали деньги на развитие взаймы, «иногда под честное слово», рассказывал Гуревич Forbes в 2016 году. Несмотря на отсутствие крупных инвестиций, компания росла. Следом за «Манилой» пользователями r_keeper стали ресторанный холдинг «Росинтер» (сети «IL Патио», T.G.I. Friday's и др.), заведения «Ацтека», «Бар & Гриль», «Санта Фе».
Благодаря партнерству с «Росинтер», уже в 1994 году r_keeper показала первую прибыль, вспоминает Гуревич. Впоследствии компания стала выходить в регионы через дилеров. Многие клиенты переходили на r_keeper с конкурирующей системы MICROS. Со временем, как рассказывал Forbes управляющий партнер «Корпорации Магнат» Магомед Костоев, разработчикам удалось опередить американского игрока, доказав, что его продукт плохо приспособлен для российского рынка: «У r_keeper было 300–500 установок в месяц, больше на рынке не делал никто».
По мере развития компании функционал программы менялся. Если на старте r_keeper автоматизировала прием заказов, складской и бухгалтерский учеты, то со временем система охватила все циклы работы ресторана, включая кухню и производство. Увеличивались и финансовые показатели — по словам Гуревича, в полтора раза год к году. Согласно СПАРК, в 1999 году одно из первых юрлиц компании, «Юсиэс», принесло около 17 млн рублей выручки и 2,5 млн рублей прибыли. В 2007-м группа юрлиц UCS выручила уже 385 млн рублей и получила 50 млн рублей прибыли.
Интенсивный рост замечали и партнеры. Один из первых дилеров r_keeper, основатель и руководитель компании HelpLine Павел Смирнов вспоминает, что в 90-е команда UCS работала в подвальном офисе на Текстильщиках. Там Гуревич писал код для сервиса, параллельно играя в популярную тогда видеоигру Doom. К 2006 году компания разрослась так, что переехала в шестиэтажный офис в районе метро Бауманская.
При этом компания оставалась «ламповой и семейной», рассказывает Смирнов: «Я мог позвонить Грише [Гуревичу] ночью и сказать, что надо срочно сделать [систему] для заказчика. И он всегда отвечал и делал». О таком подходе к клиентам говорит и сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер, который открывал первые рестораны группы «Росинтер» и 17 лет работал в холдинге генеральным управляющим. По его словам, Гуревич еженедельно встречался с командой «Росинтера», чтобы обсудить идеи и доработать функционал r_keeper: «Программа постоянно менялась под наши запросы».
Кочующее одеяло
Поворотным моментом в истории UCS стал 2016 год. Тогда в ее капитал вошла корпорация Rambler & Co. На тот момент по 50% в ней принадлежали российским миллиардерам Александру Мамуту и Владимиру Потанину, с 2020 года вся компания принадлежит Сбербанку. Rambler & Co получил 50% в основном юрлице UCS — «Компания Юсиэс». По 25% осталось у Гуревича и Малахова.
Тогда UCS успешно продавала софт ресторанам. Но планировала расширять продуктовую линейку и выходить на рынок с b2c-решениями, например, приложением для заказа еды. Конкуренция в этом сегменте была еще не так высока. По словам Гуревича, Rambler & Co казалась подходящим партнером, так как могла предоставить технологическую экспертизу и базу пользователей. Forbes направил запросы Мамуту и Потанину.
После сделки UCS постепенно превращался в корпорацию, делится наблюдениями Павел Смирнов. В ней появился новый генеральный директор, Сергей Горбунов (занимал должность до 2018 года). Он сменил на посту Гуревича, освободив его от операционной деятельности, и выстроил четкую структуру в компании. При этом UCS стала отстраняться от клиентов, утверждает Смирнов: «Ты уже не мог прийти ночью. В 18:00 менеджер заканчивал работать и отвечал только на следующее утро».
Выросла и нагрузка на бизнес. Согласно СПАРК, в 2017 году выручка четырех юрлиц, содержащих в названии «Юсиэс» или «Эркипер», в акционерах которых были Гуревич и Малахов, составила около 950 млн рублей. В 2018-м она перевалила за миллиард. При этом за год прибыль сократилась в полтора раза, до 80 млн рублей. По словам Гуревича, это произошло из-за роста маркетинговых затрат и перехода на распространение софта по подписке.
Партнерство с Rambler&Co развивалось успешно. Однако, по словам Гуревича, реализовать все задуманные проекты не удалось, так как за год фокус акционера изменился. Его единственным собственником в 2017 году стал Мамут. Тогда же миллиардер купил киносети «Формула кино» и «Синема Парк», которые затем объединил с интернет-холдингом в единую компанию — Rambler Group.
В 2018 году Rambler Group запустила совместное предприятие (СП) со Сбербанком — компанию «Фудплекс». В новую компанию вошли r_keeper, система бронирования ресторанов Plazius, медиасервис «Афиша-Рестораны» и система резервирования столов Smart Reserve. Гуревич и Малахов видели потенциал в этой сделке — Сбербанк, по их словам, был готов инвестировать в развитие r_keeper. На двоих банк и интернет-холдинг получили порядка 65% «Фудплекс», Гуревич и Малахов — суммарно почти 20%, еще 15% отошло структуре инвестфонда GHP.
Впоследствии технологии, вошедшие в совместное предприятие, легли в основу приложения SberFood. «Фудплекс» выпустила его в октябре 2019-го. Через него пользователь мог получить подборки ресторанов, забронировать стол в заведении, заранее заказать еду и напитки, оплатить заказ и оставить официантам чаевые. По словам Гуревича, приложение было интегрировано с r_keeper: «Предзаказ появлялся на кухонном дисплее [ресторана], и повара успевали его подготовить к приходу гостя».
В 2019 году Сбербанк для расширения экосистемы решил создать еще одно совместное предприятие, на этот раз с Mail.ru Group (MRG). Так банк хотел построить сильного конкурента сервисам «Яндекса», писали «Ведомости» со ссылкой на источники. В декабре компании зарегистрировали «О2О Холдинг», куда внесли часть своих активов. MRG вложила сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси «Ситимобил». А Сбербанк — платформу SberFood и компанию «Фудплекс».
Гуревич вспоминает, что ему с Малаховым по итогам сделки предложили стать миноритариями СП с «крохотными» долями либо продать свои акции «на комфортных условиях». Он признается, что не видел смысла оставаться в числе акционеров холдинга: «С такими долями мы не могли претендовать на места в совете директоров и влиять на управленческие решения». Поэтому предприниматели вышли из бизнеса. Они получили от совместного предприятия суммарно несколько сотен миллионов рублей, утверждает источник Forbes, знакомый с условиями их выхода. Гуревич, Малахов, а также VK отказались комментировать сумму сделки, Сбербанк не ответил на запрос Forbes. Основатели в результате остались дилерами USC в России и СНГ.
Если с 2016 года коммуникация представителей r_keeper с ресторанами-партнерами шла медленнее, то в 2019-м она вовсе прекратилась, вспоминает Хенрик Винтер. По его словам, часть функций системы автоматизации устарели. Из-за этого ресторанный холдинг начал параллельно работать с другими программистами и сервисными компаниями.
О проблемах говорит и Смирнов. Он отмечает, что за время, пока актив переходил из одного СП в другое, система практически не развивалась: «С 2016 года [в r keeper] не появилось ничего нового с точки зрения технологий. Это было дырявое одеяло, которое годами продолжали латать».
СП не принесло желаемых результатов и его владельцам, писала Financial Times. По итогам первого, 2019 года Delivery Club показал убыток в 6,5 млрд рублей до вычета налогов, а «Ситимобил» — 7,4 млрд рублей, писали «Ведомости». Убыток «Фудплекс» в том же году составил 42 млн рублей при выручке 31 млн рублей. А в общей сложности, по данным Financial Times, совместное предприятие в 2020 году потеряло 37,6 млрд рублей.
Это побудило партнеров заговорить о разделении активов, писало издание. В итоге в августе 2022 года VK (к тому моменту MRG сменила название) объявила, что выйдет из «О2О Холдинга» и получит 100% сервиса доставки еды Delivery Club. Затем корпорация передала его «Яндексу» в рамках сделки по покупке сервисов «Дзен» и «Новости». Предполагалось, что остальные активы «О2О Холдинга» останутся у «Сбера». Но по итогам сделки «Фудплекс», владелец UCS и еще нескольких сервисов, также перешел под управление VK.
Возвращение к истокам
По словам источника, близкого к r_keeper, актив был непрофильным для VK, к тому же он генерировал убытки. В 2021 году убыток «Фудплекса» резко вырос с 13 млн рублей до почти 1,5 млрд рублей. А принадлежащая ей «Компания Юсиэс» принесла еще более 800 млн рублей убытка при выручке около 390 млн рублей. Поэтому корпорация думала о продаже компании. В VK отказались от комментариев на этот счет.
Среди потенциальных покупателей был разработчик другой системы автоматизации ресторанов, iiko (создан в 2005 году Давидом Яном и Максимом Нальским), рассказал Forbes источник, близкий к r_keeper, и подтвердил представитель одного из конкурентных сервисов, чей стратегический инвестор тоже планировал выкупить актив. Переговоры шли весной 2022 года. Но сделка так и не состоялась, говорят собеседники Forbes. В iiko от комментариев отказались.
Другим претендентом на актив был «Ростелеком», утверждает источник, близкий к r_keeper. Сделку обсуждали с лета до декабря 2022 года. Однако и в этот раз стороны не смогли договориться. Forbes направил запрос в «Ростелеком».
По словам источника, близкого к r_keeper, Гуревич и Малахов в начале 2023-го сами пришли к VK, увидев, что корпорация хочет избавиться от актива. Основатели продолжали оставаться дилерами системы, поэтому были в ней заинтересованы, говорит собеседник Forbes. По данным СПАРК, принадлежащая им компания UCS Service, которая продает r_keeper ресторанам, в 2021 году принесла 629 млн рублей выручки и 45 млн рублей прибыли.
Партнеры уверяют, что предложение выкупить актив исходило от VK. По словам Гуревича, оно поступило в феврале 2023-го. Предприниматели согласились, не раздумывая, рассказывает Малахов: «Это наш родной продукт — дело жизни. Поэтому у нас даже не было сомнения, возвращать его или нет, когда нам выпал такой шанс».
В том же феврале 2023 года VK объявила о продаже «Фудплекс» основателям сервиса. Стороны отказались комментировать сумму и условия сделки. VK получил за актив сумму, равную одной годовой выручке UCS, утверждает источник Forbes, знакомый с деталями продажи. Согласно СПАРК, выручка «Компании Юсиэс» в 2021 году составила 386 млн рублей, а выручка ее владельца «Фудплекс» — 21 млн рублей.
Суммарный убыток обоих юрлиц по итогам 2022 года превысил 2 млрд рублей, рассказали основатели. Показатели поначалу обеспокоили партнеров, признается Гуревич: «Но в процессе мы поняли, что убыток — суммарный по нескольким продуктам. И в компании есть оборотные средства, чтобы продолжить бизнес». По словам основателей, часть выручки и убытка «Фудплекса» приносили сервисы Plazius и Smart Reserve. Они не вошли в периметр сделки с Гуревичем и Малаховым.
Предприниматели рассчитывают снова вывести USC в прибыль в ближайшие пять лет. Выйти в плюс помогут флагманский продукт для автоматизации ресторанов R-k7 (последняя версия r_keeper), а также облачное решение для малого бизнеса r_keeper Lite. На второй продукт основатели делают отдельную ставку. По словам Гуревича, небольшие несетевые рестораны сейчас доминируют в России. «Облачные технологии позволяют им быстро стартовать и не тратить много времени на обучение и много денег на развертывание системы», — говорит он.
Путь к прибыли может быть непростым. За последние пять-семь лет рынок изменился — появилось много альтернативных облачных решений для кафе, кофеен и других несетевых проектов, говорит основательница сервиса бронирования столиков в ресторанах LeClick Анастасия Люстина. Среди них предпринимательница выделяет Quick Resto и Poster (украинский разработчик, ушел из России после февраля 2022 года).
Но основной конкурент UCS — iiko, считает Люстина. Она отмечает, что r_keeper за последние семь лет сдала позиции. По ее наблюдениям, фокус внимания размылся после того, как актив попал в руки крупных корпораций. За это время iiko стала лидером рынка, утверждает она. Об этом говорит и основатель сервиса для приема чаевых «Нетмонет» Григорий Высоцкий: «Хотя r_keeper исторически занимает лидирующие позиции на рынке ресторанов с обслуживанием за столом, iiko постепенно отъедает его долю, подключая новые открывшиеся заведения».
Гуревич и Малахов с этим не спорят. Они планируют конкурировать за счет освоения смежных и новых рынков — гостиниц, фитнес-клубов, игровых центров, кинотеатров.
Сейчас перед основателями r_keeper стоит амбициозная задача — сделать компанию сначала безубыточной, а потом выйти в плюс, констатирует Смирнов из HelpLine. Он уверен, что предприниматели справятся: «Они знают софт и погружены в ресторанный бизнес. К тому же, если раньше они были лидерами рынка, то теперь придется догонять iiko. А догонять — всегда интереснее с точки зрения драйва».
11 апреля 2023 года
Редакция Forbes
Варвара Селизарова
"Эффект дежавю: зачем создатели системы для ресторанов r_keeper выкупили ее у VK"