Потребительский экстремизм в ресторане и как с ним бороться

После новогодних праздников маркетплейсы накрыло волной гирлянд и карнавальных костюмов — покупатели массово возвращают их назад, пользуясь законом «О защите прав потребителей». Кафе и рестораны потребительский экстремизм тоже не обошел — случаи, когда блюдо оказывается невкусным, встречаются все чаще. О том, как отличить профессионального скандалиста от обычного гостя и что делать дальше, рассказываем в статье.
Что такое потребительский экстремизм
Еще в 2018 году представители крупных компаний в сфере ритейла предложили депутатам Госдумы и Роспотребнадзору прописать в Законе о защите прав потребителей понятие «потребительский экстремизм» и ввести административные штрафы для недобросовестных жалобщиков. Бизнес не был услышан, термин до сих пор не фигурирует в нормативных документах, хотя применяется в юридической практике.
Потребительский экстремизм ― это злоупотребление гостем гражданскими правами, попытка использовать лазейки в Законе, чтобы получить от заведения материальную выгоду. Такое поведение может граничить с вымогательством, мошенничеством, шантажом.
Как распознать в недовольном посетителе потребительского экстремиста
Потребительского экстремиста от недовольного гостя отличает намерение обманным путем добиться материальной выгоды. Такой человек не пытается найти компромисс. Обычно он хорошо знает закон, поскольку готовится к конфликтам и практикует их постоянно.
Примеры потребительского экстремизма и стратегии защиты
Уловки потребительских экстремистов в заведениях общепита не слишком оригинальны. Им можно противостоять, если знать, как.
Муха в супе
Гость жалуется на волос, муху или таракана, которых сам же принес и подбросил в тарелку.
В этом случае ресторатор может использовать видеофиксацию в зоне выдачи как доказательство чистоты блюда. В спорных ситуациях стоит предложить оплату блюда с обязательным условием: зафиксировать инцидент, привлечь свидетелей и добавить комментарии персонала о состоянии продукта и поведении гостя.
Невкусная еда
Гость отказывается оплачивать счет и жалуется, что еда невкусная, некачественная, остывшая.
В ответ на такие заявления можно предоставить документы о свежести продуктов и подтвердить тайминг, в течение которого был выполнен заказ. На это потребуется всего пара кликов, если в заведении установлена система автоматизации: информация о закупках доступна в модуле r_k Store House, а вся работа с заказом фиксируется в r_k KDS PRO.
Долгая подача, плохое обслуживание
Гость скандалит и настаивает на скидке из-за якобы долгой подачи.
Предотвратить подобные ситуации можно, указав в меню время приготовления блюда. Если кухня действительно задерживает заказ, гостю стоит предложить бесплатный напиток или скидку.
Жалобы на отравление в ресторане
Гость жалуется на отравление после посещения ресторана, скандал грозит стать публичным.
Начинать общение следует с запроса деталей инцидента и доказательств связи между посещением заведения и причинением вреда здоровью: заключение врача, результаты анализов, чек из ресторана или выписку со счета. Стоит обязательно провести внутреннюю проверку и если версия гостя подтвердится, компенсировать произошедшее — подарком, бонусом, скидкой.
Потребительский экстремизм — явление неприятное, но не стоит забывать о том, что претензии гостя могут быть обоснованы. Сохранение клиентоориентированности в конечном счете покроет расходы по всем подобным случаям.