Обновлено
20 окт 2023

Два в одном

Два в одном
🕓 время чтения: 6 мин

«Не только хлеб, но и зрелища!» Под таким неофициальным девизом открываются гибридные заведения: бары с книжными лавками, кофейни, где вместе с круассанами продают цветы и подарки, рестораны, в которых можно посмотреть кино. Вместе с экспертами из мебельного шоурума-кафе Yaratam Cafe и бургер-бара «Пиф-Паф» с парикмахерской, галереей и магазином одежды r_keeper разобрался в тонкостях работы в смешанном формате.



Серфинг с поке, апероль с Набоковым: какие сочетания придумывают рестораторы

Заведения в гибридном формате не выдумка современного ритейла. Кухню и столики пристраивали к европейским и американским магазинам еще в XIX веке, чтобы после изматывающего шопинга клиенты могли выпить чашку чая с пирожным и с новыми силами продолжить покупки.

В последние несколько лет мода на смешение жанров переживает новый виток популярности в индустрии общепита, это отклик на запрос гостей, которым кроме вкусной еды нужны и яркие впечатления. «Есть огромный интерес ко всему, в чем люди видят праздник, приключение, вовлеченность, новый опыт, вау-эффект», — рассказывал фудблогер, ресторанный критик Вадим Дуковский.

Поэтому рестораторы вовсю экспериментируют и сочетают под одной крышей разные направления. На керамическом производстве «Пекарня» в Москве устраивают ужины в формате chef’s table от «звездных» шеф-поваров со всей России, в Found Record Store & Pizzeria угощают фермерской страчателлой и продают виниловые пластинки, а в Shortlist.Books & Spirits могут смешать авторский коктейль и посоветовать книгу под него — за рекомендации отвечает профессиональный буктендер.

Желание удивить гостей не единственная причина открытия микс-заведений. Например, петербургский «Пиф-Паф» появился как центр притяжения для друзей. «Мы хотели сделать простое место с качественной, понятной едой и атмосферой как в Берлине», — вспоминает директор бара и магазина Светлана Бекасова. А Yaratam Cafe в Казани открыли, чтобы вживую показать мебель производства Yaratam Design. «Когда мы планировали запуск шоурума в центре города, подумали: а почему бы не сделать в нем небольшую кофейню? Чтобы люди не только смотрели на мебель, но и могли протестировать ее, пока пьют кофе, понять: «Как же комфортно, хочу поставить такой стол и кресло дома», — объясняет сооснователь проекта Миляуша Авхадеева.

Лояльные гости и диверсификация бизнеса: что дает гибридный формат

Необычная концепция позволяет привлечь дополнительную аудиторию. По словам Светланы Бекасовой, «Пиф-Паф» раскрутился во многом потому, что гости воспринимали его как социальный клуб. «У нас вместе отдыхали и петербургская богема, и творческая молодежь, и менеджеры, — рассказывает она. — Они приводили своих друзей, те — своих. Скоро заведение стало модным, сюда начали приходить все, и выручка быстро пошла вверх».

Гибридный формат помогает диверсифицировать бизнес и подстраховаться на случай форс-мажоров.

IMG_1320.JPG

«Когда началась пандемия, мы все пребывали в состоянии шока: бар закрыт, люди заперты в своих квартирах. Спас магазин одежды: чтобы порадовать себя, многие покупали дорогие брендовые товары. Помню, что первыми мы распродали сумки Chanel. Эти деньги позволили нам продержаться, сохранить зарплаты сотрудникам и никого не уволить».  Директор бара и магазина «Пиф-Паф» Светлана Бекасова

IMG_1323.JPG

Он защищает от сильной просадки бизнесы с ярко выраженной сезонностью. Например, в московском кафе NALU BALoO с искусственной волной для серфинга посетители есть даже тогда, когда спортсмены уезжают к океану кататься на открытой воде, — гавайская кухня хороша в любое время года.

Мультиформатным заведениям проще, чем традиционным кафе и ресторанам достается бесплатный PR. Про концептуальные места охотно пишут СМИ, популярные фудблогеры и ресторанные обозреватели включают их в подборки заведений must visit.

Наконец, это способ больше заработать и увеличить средний чек за счет лояльных гостей, которым нравится находиться в дружественном общественном пространстве и пользоваться его услугами. Например, в московском Lawanda Store можно выбрать ароматическую свечу и выпить раф, пока флорист собирает букет, в «Cпешиlove» — съесть медовик-эскимо, сделать маникюр и купить органический шампунь. В петербургском заведении «Стирка 40» — попробовать коктейль «Кровавый Боярский» за стойкой, а параллельно загрузить вещи в стиральную машину, в Tours Coffee — оформить билеты в круиз и «обмыть» их порцией эспрессо.

Комплексный маркетинг и сотрудники «на все руки»: о чем нужно подумать на старте

Предприниматель, который открывает заведение на стыке жанров, должен быть готов к решению нетипичных для общепита задач, говорят эксперты.

Начать стоит с исследования спроса на подобный формат в вашем городе. Это позволит понять, заинтересована ли аудитория в гибридных заведениях или лучше повременить с запуском. Удивить кого-то мультиформатом в Москве или Петербурге сложно, а вот в регионах такой подход пока не очень популярен, считает Миляуша Авхадеева. «Жители Казани пока что воспринимают Yaratam Cafe в первую очередь как общепит. Зато столичные гости, которых становится все больше, понимают, что в проекте первичен именно шоурум, а вкусная еда и кофе идут как приятный бонус», — рассказывает она.

Блог_1_10.jpg

Выстроить маркетинг для мультижанрового заведения сложнее, чем для обычного: придется найти баланс между разными направлениями, чтобы одна часть проекта не перетягивала на себя все внимание аудитории. Универсального рецепта нет. Yaratam, например, экспериментирует с концепцией и планирует превратить кофейню в гастрокафе, чтобы привлечь более платежеспособную аудиторию. «Пиф-Паф» делает ставку на классный контент в соцсетях и сарафанное радио.

К найму сотрудников тоже придется подойти нестандартно. Линейный персонал в идеале должен быть многозадачным и легко подменять друг друга: бармен-диджей, фотограф-консультант, модель-куратор или парикмахер-бариста в мультиформатных заведениях — обычное дело. А вот управляющий у каждого направления должен быть свой: если руководитель сфокусируется только на одной части проекта, другая начнет проседать.

Блог_1_11.jpg

«Самостоятельно “потянуть” несколько направлений работы вряд ли получится: общепит — это серьезно. На старте мы думали, что справимся с этой задачей, но потом поняли, что нашей экспертизы для развития кафе не хватает, нужно взять сильного управляющего с опытом в ресторанном бизнесе и довериться ему». Миляуша Авхадеева, соосновательница Yaratam Design и Yaratam Cafe

70 000+ заведений уже выбрали r_keeper! Присоединяйтесь!
Цены на сайте опубликованы в информационных целях и не являются офертой.
Точная стоимость будет рассчитана менеджером.

Больше статей

Блог
Зарабатываем на доставке еды, или Как «холодец» поможет сэкономить деньги
Ресторановед
Подробнее
От рукописных чеков до полной автоматизации
Оптимизация работы ресторана глазами дилера.
Подробнее

Мы используем файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта, а также для определения предпочтений пользователей.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями использования сайта и обработкой нами и нашими партнерами cookie-файлов на сайте. См. подробнее Политику конфиденциальности.