25 фев 2021
Обновлено
08 ноя 2023

Шеф на сцене: зачем рестораны превращаются в театры

Шеф на сцене: зачем рестораны превращаются в театры
🕓 время чтения: 10

Иммерсивные ужины и шпионские бары: как индустрия реагирует на интерес гостей к впечатлениям и вау-эффекту. 

Привлекательная атмосфера в ресторане, наравне с качеством еды и удобной локацией, становится важным критерием выбора для большинства гостей, выяснили ученые из университетов Денвера и Колорадо. Особенно после локдауна: посетители возвращаются в любимые бары и кафе не просто поесть, но и провести время в обстановке, максимально не похожей на домашнюю кухню. Иногда настолько непохожей, что ресторан превращается в настоящей театр, где подают не только хлеб, но и зрелища. Самые интересные примеры — в обзоре r_keeper.

Еда и немного больше


Люди подсознательно делят рестораны на две категории, считает фудблогер, ресторанный критик Вадим Дуковский: те, что на каждый день, и рестораны-события. «Сейчас проблемы испытывают заведения, которые в восприятии их аудитории являются местами на каждый день. Возможно, это связано с тем, что во время пандемии люди поменяли повседневный образ жизни: стали пользоваться доставкой, больше готовить сами, чаще проводить время дома, — считает он. — И наоборот, присутствует огромный интерес ко всему, в чем люди видят праздник, приключение, вовлеченность, новый опыт, вау-эффект. В эти постпандемийные дни выигрывают те, кто делает что-то мегаяркое». 

С ним согласна Маргарита Беляева, директор по продукту и главный редактор Restoclub.ru

    

 «Ресторан — это комплексный продукт, и период самоизоляции это подчеркнул в очередной раз. Поначалу было много разговоров, что мир никогда не будет прежним, и все перейдут на доставку. Но этого не произошло, и после снятия ограничений в июле-августе публика вернулась с большим энтузиазмом», — говорит она, уточняя, что для атмосферности не обязательно превращать ресторан в театр. — Ресторан — это про впечатления. А создать их можно разными способами: закатывая в ресторане шоу или, наоборот, принципиально отказываясь от фоновой музыки, чтобы атмосферу создал шум разговоров гостей». 


Зрелище во главе стола

В части ресторанного шоу лидирует США, где еще в середине прошлого века появился формат dinner theater (или dinner and a show). Такие заведения, достигшие расцвета популярности в 1970-е годы, совмещали возможности ресторана и театра: зрители ужинали, а параллельно смотрели шоу: бродвейские мюзиклы, квесты с расследованием убийства или театрализованные представления. 

Некоторые представители жанра работают до сих пор. Сеть Medieval Times Dinner and Tournament предлагает зрителям понаблюдать за рыцарским турниром, а интерактивный ужин Joey and Maria’s Comedy Italian Wedding, который показывает The New York Dinner Theater, переносит зрителей в атмосферу итальянской свадьбы (фамилии персонажей здесь «списаны» с традиционных блюд итальянской кухни: Канноли, Равиоли, Кавателли). Одним из самых популярных в стране остается New Theater Restaurant в Канзасе: в год здесь ставят пять новых шоу, и за это время театральный ресторан посещают около 250 тыс. человек. Аналогичные заведения работают в Великобритании: лондонский ресторан Circus, перед гостями которого выступают цирковые артисты, и Proud Cabare, где за развлечения отвечают артисты бурлеска.

По словам Вадима Дуковского, в России подобный формат вряд ли станет трендом. 

   «В США свои история и ментальность, и ничего страшного в отсылке к варьете нет. Но у нас проекты, предполагающие представление с жующими зрителями, вряд ли приживутся: понятно, что и еда будет не выдающейся, и само шоу посредственным, — говорит он. — Хотя можно, конечно, теоретически представить развитие подобного жанра в рамках серьезных коллабораций: например, еда от Владимира Мухина и музыка Земфиры, но на практике такое вряд ли возможно».


«В США свои история и ментальность, и ничего страшного в отсылке к варьете нет. Но у нас проекты, предполагающие представление с жующими зрителями, вряд ли приживутся: понятно, что и еда будет не выдающейся, и само шоу посредственным, — говорит он. — Хотя можно, конечно, теоретически представить развитие подобного жанра в рамках серьезных коллабораций: например, еда от Владимира Мухина и музыка Земфиры, но на практике такое вряд ли возможно».

Искусство высокой кухни

«В том или ином виде "театральные" элементы можно встретить во многих проектах: шоу-подачи, поющие официанты, концептуальное построение гастрономического сета. И даже просто то, что происходит на открытой кухне, можно воспринимать как "спектакль"», — говорит Марина Беляева. 

Действительно, во многих ресторанах настоящей звездой гастрономического шоу становится шеф-повар — постоянный или приглашенный, а впечатления гости получают от наблюдения за процессом приготовления еды. Яркий пример — проект Chef’s Table в Москве, созданный известными шеф-поварами Магнусом Нильссоном и Владимиром Мухиным. Похожий проект Taste X, реализованный командой ресторана Legran, в 2018—2019 годах работал в Санкт-Петербурге.

Вадим Дуковский выделяет еще один проект — Gimpel. Его придумал ресторатор Игорь Ланцман, совладелец клуба Rolling Stone и бара «Менделеев». «У себя на даче в Переделкино из беседки 1960-х годов он сделал летнюю, а потом и зимнюю кухню, куда приглашает лучших московских шефов, например Глена Баллиса или Владимира Чистякова. Шеф целый день готовит для ограниченного числа тех гостей, кому повезет купить билет, и рассказывает о еде, — говорит он. — В перерыве жена Игоря проводит гостей по всему Переделкино с экскурсией по домам-музеям, рассказывает об истории знаменитого поселка писателей, его великих жителях. Такой формат также оказался очень востребованным».

Большой театр в маленьком баре


Часто представлением становится сам процесс посещения ресторана. Одним из пионеров такого подхода в России стал бар-аттракцион «Саквояж беременной шпионки», открытый в Санкт-Петербурге в 1999 году. Гости попадают в атмосферу шпионского детектива, а интерактивный квест для посетителей проводит сама «беременная шпионка». Пару лет назад на улице Рубинштейна открылась «Угрюмочная» — первый в мире бар для грустных: здесь гостям предлагают поплакаться в жилетку и заказать коктейль «Маяковский», который подается почти в настоящем пистолете. А в Москве популярны бары «Дом, в котором» и «Пестики-Тычинки» (оба авторства «Птицасиница Family»): первый погружает в атмосферу одноименного бестселлера Мариам Петросян, второй — возвращает в кабинет биологии в советской школе.

Похожие заведения работают во Львове: там холдинг !FEST создал целую сеть концептуальных ресторанов. В баре «Криївка», стилизованном под землянку Украинской повстанческой армии, на входе в заведение требуют назвать пароль, а в ресторане еврейской кухни «Під Золотою Розою» выдают посетителям меню без цен и советуют торговаться при оплате счета.

Одним из самых ярких заведений в мире Вадим Дуковский называет проект Punk Royale, рестораны которого работают в Стокгольме и Копенгагене. «Сейчас в мире очевидный запрос на трэш-подачи и другие трэш-составляющие ресторанных концепций. Все по-прежнему должно быть дорого, но игру в псевдодемократичность сменяют отсылки к анархической и панк-эстетикам, — рассказывает он. — Внутри Punk Royale выглядит очень театрально. Все в дыму, полумрак, клубный свет, грохот, открытый огонь. Черную икру вываливают прямо в ладонь, фуа-гра подается в пепельнице, куда официант перед подачей стряхивает пепел с сигареты (он оказывается съедобной кофейной крошкой),  а хвосты лобстеров гостям кладут прямо в рот. Уверен, рано или поздно что-то подобное должно появиться и в России».

Работают пять чувств

В последние годы набирают популярность иммерсивные ужины, хотя самой концепции, по словам Маргариты Беляевой, уже больше ста лет. «Их проводили еще в начале XX века футуристы во главе с Филиппо Томмазо Маринетти. Воздействие сразу на все органы чувств гостя, вплетение парфюмерных ароматов, поэзии и музыки в ткань ужина — они делали  множество экспериментов, которые могут показаться смелыми и сейчас», — говорит она.

В XXI веке кулинарный жанр переосмыслили рестораны Ultraviolet Поля Пайре в Шанхае и Sublimotion Пако Ронсеро на Ибице. Последний ресторанный гид Michelin называет самым дорогим рестораном в мире: входной билет стоит 1900 евро. Ужин на 12 человек превращен в настоящее представление: интерьер постоянно меняется за счет 360-градусной световой проекции с технологией видеомэппинга, а многоканальный звук, диффузоры ароматов, микроклиматические установки и даже технологии дополненной реальности усиливают визуальные ощущения.

«Это крайне сложные и дорогие проекты, где должны сойтись в балансе много составляющих. И риск провала довольно большой. Ну и формат ресторана-аттракциона тоже непростой: на такие спектакли не будешь ходить каждую неделю. Среди туристов обычно большой спрос на такой экспириенс. Но в любом случае это штучная история — их не будет появляться много», — считает Маргарита Беляева. 

В России первый иммерсивный ресторан — Krasota (входит в White Rabbit Family) — открылся в конце прошлого года в Москве. В гастротеатре гостям здесь показывают Imaginary Russia — сложный мультимедийный спектакль об истории страны, дополненный тематическим сетом. «У гостей нет запроса на театральность как таковую: им хочется, чтобы ресторан предложил что-то особенное. И Krasota в этом смысле явление уникальное, здесь все составляющие равноценны, и еда — не сопровождение спектакля, а его часть. Перед вами бургер из "Макдоналдса" (конечно, его переработанная реплика, где вместо мяса — гребешок), из динамиков рвется голос Цоя, перед глазами проекции многоэтажек… Все это позволяет физически ощутить себя в 90-х, — рассказывает Вадим Дуковский. — Конечно, сильно не хватает общения — формат любого спектакля его не предусматривает, но эмоции, которые ты здесь можешь получить, несоизмеримы с обычным ужином в кругу друзей».


Антиподом иммерсивного театра можно назвать концепцию dark dinner, или ужинов в темноте, где единственными ощущениями, доступными гостям, остаются вкус и запах. Одним из первых таких ресторанов стал французский Dans Le Noir?, со временем выросший до международной сети: «темный ресторан» работает и в Санкт-Петербурге. Аналогичные рестораны открыты по всему миру: Chiggeri в Люксембурге, Blackout в Лас-Вегасе, Blindekuh в Цюрихе и Базеле, NOX в Сингапуре.



70 000+ заведений уже выбрали r_keeper! Присоединяйтесь!
Цены на сайте опубликованы в информационных целях и не являются офертой.
Точная стоимость будет рассчитана менеджером.

Больше статей

Блог
Зарабатываем на доставке еды, или Как «холодец» поможет сэкономить деньги
Ресторановед
Подробнее
От рукописных чеков до полной автоматизации
Оптимизация работы ресторана глазами дилера.
Подробнее

Мы используем файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта, а также для определения предпочтений пользователей.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями использования сайта и обработкой нами и нашими партнерами cookie-файлов на сайте. См. подробнее Политику конфиденциальности.