Фоновый звук: как выбрать музыку для ресторана и не нарушить авторские права
Свежие продукты и оригинальные блюда от «звездного» шеф-повара — не единственная причина отличного аппетита гостей в ресторане. Дело еще и в правильной музыке: она не только создает нужную атмосферу, но и увеличивает продажи на 10—15%. Как подобрать «свой» плейлист и легально крутить фоновые треки, r_keeper разбирался вместе с экспертами сервисов Muzlab и Inplay.
Каждому заведению — своя гамма
Если музыка в ресторане соответствует концепции бренда, продажи увеличиваются на 9% по сравнению со случайным плейлистом, выяснили в HUI Research. Особенно «растут» дополнительные позиции, десерты и напитки — на 15%: гостям хочется подольше остаться в приятной атмосфере, и они заказывают еще капучино или чизкейк. Медленная, спокойная музыка помогает посетителям быть более терпеливыми во время ожидания свободного столика и стимулирует их проводить на 20% больше времени в заведении, классическая «делает» блюда более изысканными и утонченными.
«Музыка в заведении — составляющая единого пазла. Концепция, кухня, сервис, музыка — все это формирует единое целое, и, если каждая деталь филигранно точна, происходит wow-эффект, а гости после посещения ресторана говорят: “Вот здесь круто, а там обычно”. Важно не просто подобрать плейлист, а подчеркнуть концепцию заведения с помощью смешения стилей музыки и перехода плейлистов на дневной и вечерний формат». Дмитрий Злотников, генеральный директор компании Inplay
Для разных заведений подойдет свой тип музыкального сопровождения. Например, в кафе, где проводят деловые переговоры и свидания, забегают выпить кофе или съесть бизнес-ланч, может звучать современная электронная музыка: днем — acid jazz, deep house, minimal, jazz house, ближе к вечеру — trip-hop и downtempo. В баре или пабе лучше ставить рок: от indie до классических направлений, но без жесткой танцевальной альтернативы вроде drum’n’bass. В фастфуд-сетях уместны танцевальные направления, вплоть до hip-hop и dance. Ресторану стоит перенести акцент с электронной музыки на живое инструментальное исполнение: подойдет спокойный jazz или даже классика.
«Но универсального жанра для ресторанов высокой кухни нет. Допустим, это экоресторан: свежие фермерские продукты, натуральные ткани и материалы, минимум жареных блюд, максимум пользы. Если в таком месте зазвучит искусственная электронная музыка, она разорвет бренд. Поэтому для экоресторана уместнее подобрать акустическую музыку с живыми инструментами». Нурлан Тлегенов, CМO компании Muzlab
Меньше хитов и громкости
Эксперты не рекомендуют ставить хиты из топ-чартов радиостанций: музыка, которая звучит отовсюду, быстро приедается и начинает раздражать. Кроме того, если плейлист слишком скудный и стоит на повторе, он быстро набьет оскомину постоянным посетителям. Еще один серьезный минус — плохая звуковая система: точно не стоит проигрывать треки на хрипящей беспроводной колонке.
Полностью отказываться от фонового звучания тоже нельзя: гостям становится некомфортно общаться — их разговоры хорошо слышны соседям. Громкость треков должна быть равномерной в определенный отрезок времени, а после 23:00 работает общее требование санитарных норм для жилой застройки и общественных пространств: если кафе или ресторан расположены в цокольном этаже жилого дома, шуметь нельзя.
В противном случае можно спровоцировать конфликт с местными жителями. Такая «холодная война», например, вот уже несколько лет идет на улице Рубинштейна — ресторанной магистрали Санкт-Петербурга. Жильцы жалуются в полицию на шум по ночам, та регулярно проводит проверки и выписывает штрафы рестораторам, а названия заведений то и дело мелькают в прессе в негативном ключе — не самый удачный PR.
Автор музыки и его право
Еще одно категоричное нет — проигрывание плейлистов из социальных сетей. Такие сервисы не предназначены для коммерческого использования: административный штраф за нелегальное использование составляет до 40 тыс. рублей, а в рамках гражданско-правовой ответственности за нарушение авторских и смежных прав могут взыскать до 5 млн рублей. «Более того, придется заплатить за каждую композицию отдельно. Например, если в заведении три раза слушали одну и ту же песню Майли Сайрус, а правообладатель определил, что композиция стоит 100 тыс. рублей, то нарушитель заплатит 300 тыс. рублей», — объясняет Нурлан Тлегенов.
Чтобы использовать музыку легально, придется договориться с правообладателями, которые представляют интересы артистов и лейблов.
«Для работы с общемировым контентом нужно заключить лицензионный договор с РАО и ВОИС, производить ежемесячные отчисления и сдавать отчетность, на основании которой организации выплачивают вознаграждения правообладателям. Стоимость лицензии зависит от площади заведения: чем больше гостей вы обслуживаете, тем выше будет цена. Второй вариант — закрытый контент с прямой лицензией, или авторский контент. Он представлен записями музыкальных лейблов, которым музыканты передали права на коммерческое использование своих произведений. В среднем музыкальная база лейбла состоит из 10 тыс. композиций. Такой вариант больше подходит крупным торговым центрам, гипермаркетам, сетевым магазинам. А вот для ресторанов и кафе, которые хотят создать определенную атмосферу, он не так актуален, хоть и обходится дешевле: стоимость лицензии обычно фиксирована и существенно ниже выплат в РАО и ВОИС». Дмитрий Злотников, генеральный директор компании Inplay
Плейлист на аутсорсе
Договариваться напрямую с правообладателями означает, что ресторан посвятит этому много времени и будет вынужден нанять в штат специалиста по авторскому праву. «Можно, конечно, обойтись одним правообладателем и договориться только раз, но тогда в заведении будут играть песни одного — пяти артистов, и первыми не выдержат как раз сотрудники заведения», — уверен Нурлан Тлегенов из Muzlab.
Более простой (и дешевый) способ настроить легальный звук — передать эту задачу музыкальному посреднику — стриминговому сервису для бизнеса, который возьмет на себя составление оригинальных плейлистов, договорные отношения с правообладателем, отчисления и отчетность.
Например, в сервисе Muzlab подписка стоит от 1,5 тыс. рублей в месяц и зависит от площади и количества точек в сети, а также специальных пожеланий клиента. В подписку входит музыка, личный кабинет с рекламными возможностями, сервисная и техническая поддержка и бесплатные плейлисты, которые умные алгоритмы сервиса составляют для разных сегментов бизнеса. В Muzlab также есть своя студия: она оформляет аудиоролики и фирменные джинглы для заведений, которыми можно дополнить плейлист.
«Сотрудник ресторана может самостоятельно даже проложить водопровод и приготовить блюдо молекулярной кухни. Однако у него нет специальной подготовки в аудиомаркетинге: подбирать музыку нужно под бренд, а не на свой вкус. Мы, например, учитываем много переменных: философию бренда и его характер, историю имени, ценовой сегмент, интерьер заведения, профиль гостей (пол, возраст, доход, сценарии поведения). А скоро перейдем на автоматизированный сервис, когда система будет сама собирать толковый плейлист — наши алгоритмы к этому почти готовы». Нурлан Тлегенов, CМO компании Muzlab
В компании Inplay стоимость услуг начинается от 3,5 тыс. рублей в месяц. Цена зависит от площади заведения и в основном покрывает лицензионный платеж за легальное использование музыкальных треков. Подборка обновляется ежемесячно в автоматическом режиме согласно утвержденной концепции и без использования готовых плейлистов