Время для себя: почему готовую еду покупают чаще?
Россияне не хотят готовить. Такой вывод можно сделать по результатам исследования, проведенного экспертами РБК. По сравнению с 2022 годом темп прироста рынка готовой еды составил 12,3%, а его потенциальная емкость оценивается в 14 трлн.
Сфера общепита оказалась удивительно гибкой, прибыльной и перспективной. COVID, введенные в отношении России санкции, волатильность рубля и прочее — ресторанный рынок сумел не только адаптироваться ко всем этим вызовам, но и значительно превысил показатели стабильного 2019 года. В рамках растущего спроса количество ресторанов и кафе за последние 5 лет увеличилось на 13,6%.Ушли без обещаний
Уход зарубежных брендов не оказал существенного влияния на российский рынок. После массового закрытия точек продаж в 2022 году импортозамещение и ребрендинг позволили переломить тенденцию и в краткосрочный период отыграть 14,4%.
Основным запросом потребителей остаются демократичные цены и специальные предложения, но ностальгия по отдыху зарубежом обеспечивает спрос на кухню стран Азии и других популярных туристических направлений.
Доставка бьет рекорды
Локдаун и активная экспансия сервисов агрегаторов в регионы стала питательной средой и для развития рынка доставки, который вырос в 2,7 раза. Доля сетевых ресторанов, освоивших услугу, достигла 74%. Это в том числе обусловлено тем, что маркетинговые акции на доставку стали генерироваться рестораторами в большом количестве.Количество запросов через r_keeper Delivery — модуль доставки — за год увеличилось более чем на 50%. Сейчас система обрабатывает 1100 запросов в секунду, тогда как год назад их количество составляло около 700. По словам Надежды Ахмадиевой, Product owner r_k Delivery, высокая проходимость осуществляется за счет двусторонней интеграции с крупными маркетплейсами — Яндекс.Еда, СберМаркет — с одной стороны и сайтами, приложениями для онлайн-заказов, системами управления рестораном с другой.
Тройка лидеров
Крупные игроки смогли укрепить свои позиции и повысить частотность заказа за счет активного освоения смежных сегментов: доставки продуктов питания, потребительских товаров и др. Наиболее заметного результата достигла «Яндекс.Еда» — у нее доля доставки не из ресторанов в 2023 году составила 36%.
Темная лошадка
Впечатляющие перспективы демонстрирует сегмент готовой кулинарии. Его доля за год увеличилась на 7,8%, а рост в 3 раза ожидается к 2027 году.
Основным преимуществом готовой кулинарии перед доставкой из ресторана является более низкая цена. Каждый 3-й интернет-покупатель продуктов питания хотя бы раз в месяц заказывает готовую кулинарию.
Что дальше?
По мнению экспертов, рынок доставки ожидает замедление темпов развития:
-
лидеры фактически исчерпали возможности экстенсивного роста, результатом чего и стала необходимость освоения смежных сегментов;
-
кадровый голод спровоцировал рост зарплат персонала и негативно сказался на маржинальности бизнеса;
-
движение рынка в сторону платной доставки становится все более очевидным, при этом оплачивать услугу большинство покупателей не готово.
Другим вариантом развития событий может быть усиление роли альтернативных сервисов доставки и, как следствие, появление дополнительных возможностей роста.