Без кота и жизнь не та: зачем в ресторане «четвероногий сотрудник»
Все больше заведений общепита следуют концепции pet-friendly и рады не только гостям, но и их питомцам. Но что если домашнее животное живет в самом ресторане, а встречать гостей выходят кошка или кот? r_keeper разобрался в плюсах и минусах «четвероногих сотрудников».
Хвостатый бренд-амбассадор
Кот, который мурчит в кресле или дремлет на подоконнике, создает в заведении атмосферу домашнего уюта. Но ресторанный питомец не просто часть интерьера. Он полноценный сотрудник, который общается с гостями и повышает популярность заведения. Кот Веня жил в московском ресторане «Мари Vanna» 13 лет. За это время он стал частью маркетинговой стратегии и любимцем гостей. У Вени были аккаунты в соцсетях и канал на «Яндекс.Дзене» на 1300 подписчиков, и когда кот потерялся, об этом написали в СМИ, а гости и жители окрестных домов приняли активное участие в поисках. Сегодня эстафету «морды бренда» у Вени приняла кошка Кира. Гости охотно снимают фото и видео с ее участием и отмечают ресторан в соцсетях — а это отлично сказывается на посещаемости.
Любовь без расчета
Несмотря на очевидные плюсы, питомцев в ресторанах редко заводят намеренно. Например, в кафе «Ни свет ни заря» они появились в результате стечения обстоятельств: хозяйка партнерского цветочного магазина предложила приютить трех котят, которые родились на соседней улице. Животные поселились на цокольном этаже и не сразу стали частью концепции заведения.
«Мы не искали котят целенаправленно, они просто остались у нас жить. Первые полгода они редко поднимались в кафе, но, когда они появлялись, гости были в восторге. Сначала мы пытались загородить вход — не знали, как правильно взаимодействовать с животными в общественном питании. До этого ни одной кофейни с котами мы не встречали. Но со временем привыкли и решили котят оставить, так как не увидели угрозы и негативных отзывов. Сегодня из всего помета осталась одна кошка Дуся. В основном она живет на цокольном этаже, но время от времени поднимается в кафе и дремлет на подоконнике. Мы считаем ее своим символом и покровительницей».
Анастасия Зубарева, руководительница проекта «Ни свет ни заря»
Питомец в заведении общепита — это не только восторги гостей, но и большая ответственность, уверяет она. Коты требуют ухода: кроме обязательных прививок они должны пропивать антипаразитарные препараты каждые три месяца. Нужно вести паспорт питомца и предоставлять эти данные инспекторам СЭС, покупать корм, водить к ветеринару, следить, чтобы не испортился адресник — ошейник с данными о владельце. Бюджет на содержание кота в кофейне начинается от тысячи рублей в месяц, но всегда может потребоваться больше денег, если у питомца обнаружатся проблемы со здоровьем, предупреждает Анастасия Зубарева.
К тому же в «Ни свет ни заря» приходится постоянно следить, чтобы гости не кормили Дусю из своих тарелок — она питается только кошачьим кормом, который ей рекомендовал ветеринар.
Кошачьи слабости
Кроме физического здоровья питомца, важно следить и за его эмоциональным состоянием, говорит руководительница проекта «Ни свет ни заря». Гости могут проявлять к животным непрошеное внимание, начать с ними играть, гладить их или даже тискать. «Коты и кошки — свободолюбивые животные, и они не всегда готовы общаться с гостями», — объясняет она. — Важно, чтобы у них было пространство, где они могут скрыться от внимания, у нас эту функцию выполняет цокольный этаж».
Тем, кто подумывает нанять «четвероногого сотрудника», хозяйка кафе рекомендует взять его в приюте, а перед этим внимательно присмотреться к характеру животного и оценить, сможет ли оно уживаться с людьми.
«Пару лет назад мы решили найти компаньона Дусе и взяли кота на стройке. Мы понимали, что идем на риск, и кот изначально повел себя диковато. Он мог залезть на стул гостя или даже схватить какую-то еду. Одних это веселило, они говорили: “Да ладно, у меня самого три кота”. Другим это, конечно, не нравилось. Нам приходилось из-за этого котика менять блюда и возвращать деньги. Это были единичные ситуации, но все равно неприятные. Кот был не приучен к жизни в кофейне и часто убегал и пропадал на ночь, а однажды так и не вернулся. С Дусей таких проблем никогда не было. Она с детства привыкла к атмосфере кафе и сразу понимала, чего от нее ждут. Не прыгала на столы и стулья, не пропадала и никогда не подходила к людям, если изначально не была готова к ласке».
Анастасия Зубарева, руководительница проекта «Ни свет ни заря»
Как не нарушить закон
По словам Анастасии Зубаревой, ресторанам и кафе не стоит бояться заводить питомца, важно соблюсти некоторые нюансы. Предупредить гостей, что заведение pet-friendly: разместить наклейку на двери, информацию на сайте или в соцсетях. Проследить, чтобы в аптечке были антигистаминные, они относятся к обязательным препаратам и могут пригодиться, если у кого-то из гостей проявится аллергия.
Важно понимать, что по закону содержание домашних животных в заведениях общепита запрещено (п. 2.5 СанПин) и, если кто-то из гостей напишет жалобу, в заведение придут с внеплановой проверкой. Но если кот не забирается на столы, не контактирует с едой, а позволяет себя гладить и спокойно позирует на фото, вряд ли он станет поводом для недовольства. А маркетинговый эффект от такого питомца вполне может перевесить все трудности его содержания.