4 шага правильного учета маркированной продукции в общепите
Главное из выступления директора по продажам r_keeper Елены Кондратовой на семинаре «Формула успешного общепита» в Пятигорске.
В России внедрена система цифровой маркировки продуктов. Предприятия общепита используют маркированные продукты, например воду, для приготовления блюд, а также предлагают ее клиентам в нераспакованном виде.
Вместе с директором по продажам r_keeper Еленой Кондратовой разбираемся: как общепиту рабоптать с маркированной продукцией, отчитываться о ее продажах в системе «Честный знак» (ЧЗ) и как r_keeper поможет не нарушить закон.
Зачем нужна маркировка
Маркировка в общепите подразумевает регистрацию и учет продукции в системеПредприятие общепита подключает электронный документооборот (ЭДО), чтобы получать накладные на маркированный товар. Также внедряется особое кассовое ПО. Сканером сотрудник заведения считывает код маркировки, затем формируется чек и отправляется оператору фискальных данных (ОФД). Тот передает данные в ЧЗ. Далее система выводит из оборота конкретный код маркировки.
-
Учет воды
- Учет молочной продукции
- Учет пива и с/а напитков
- Учет алкогольных напитков
-
при продаже порции крепкого алкоголя нужно отправить в ЕГАИС чек о продаже с указанием миллилитров;
-
при использовании крепкого алкоголя в коктейле/блюде в ЕГАИС в акте списания указывается порция в миллилитрах;
-
при продаже коктейлей списание производится единым объемом в конце рабочего дня;
-
при продаже бутылки продажа подтверждается чеком, отправленным в ЕГАИС.
Упакованная вода. С 1 марта общепит при продаже упакованной питьевой воды должен сканировать штрихкоды и передавать зашифрованную в них информацию в ЧЗ через онлайн-кассы.
С 1 декабря предприятия общепита, приобретающие упакованную воду не для продажи, должны представлять в ЧЗ сведения о выводе этой продукции из оборота. Для этого нужно настроить электронный документооборот (ЭДО) и выбрать оператора. Учету подлежит вся вода, даже комплементарная (которой нет в чеке). С 1 марта 2025 года кафе и рестораны обяжут передавать сведения в ЧЗ о каждой единице маркированной воды.
При включении упакованной воды с маркировкой в счет заведения нужно передать в ЧЗ информацию о выводе воды из оборота в течение трех дней без использования касс и ОФД.
При продаже упакованной воды через киоск самообслуживания и при обслуживании гостей с помощью переносного терминала по Mobile Waiter рекомендуется использовать Kitchen Display Systems версии 1.8.0+ (KDS — это система, предназначенная для наглядного представления движения заказа от кассовой станции до подачи гостю).Молочка для приготовления еды и напитков. С 1 декабря предприятия общепита должны направлять в ЧЗ сведения об обороте и выводе из оборота молочки. Речь об объемно-сортовом учете (ОСУ) молочной продукции, то есть учете общего количества маркированного товара одного вида, а не каждой единицы.
Пиво и слабоалкогольные напитки. С 15 января 2024 года заведения обязаны передавать в ЧЗ данные о частичном выбытии пива и слабоалкогольных напитков в кегах при продаже на розлив. Также кафе и рестораны будут подавать сведения в ЧЗ о подключении кегов с напитками к оборудованию для розлива. С 1 июня 2024 года стартует информирование в ЧЗ о выводе из оборота пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительскую упаковку.
Если пиво и слабоалкогольные напитки произведены или импортированы до запуска обязательной маркировки и хранятся на складе, их можно продавать без маркировки. Это разрешено до истечения срока годности товара, но не позднее 1 апреля 2024 года — для продукции в кегах, 15 января 2025 года — для продукции в ПЭТ-упаковках, стекле и алюминиевых банках.
Алкогольные напитки. Алкогольная продукция маркируется акцизными марками и ее можно отследить в ЧЗ.
С 15 января 2024 года от сдачи декларации по обороту слабоалкогольных напитков (форма № 8) освобождают предприятия, торгующие в розницу пивом, медовухой, сидром. Последняя декларация по форме № 8 подается в IV квартале 2023 года. При этом декларирование по форме № 7 для крепкого алкоголя остается обязательным для общепита.
Порционное списание алкоголя. Заведения общепита могут фиксировать продажи крепкого алкоголя по старым правилам до 1 марта 2024 года, если их учетная система не готова поддержать нововведения с 1 сентября 2023-го. Теперь рестораны должны отчитываться в ЕГАИС о вскрытии тары, продаже и использовании порционного алкоголя. Сейчас разрабатывается новая версия УТМ (универсальный транспортный модуль) с поддержкой «объема» в чеках и актах списания.
Как производится списание алкогольных напитков:
Ответственность за нарушение работы с маркированной продукцией
Штрафы для юридических лиц:-
за отсутствие регистрации в ЧЗ — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
-
за передачу неполных или ложных данных в ЧЗ — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
-
за продажу, покупку, хранение и транспортировку продукции без маркировки — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Для правильного учета продукции и соблюдения нововведений с маркировкой советуем обновить программное обеспечение r_keeper до версии 276+, StoreHouse 130+.