Обновлено
09 ноя 2023

Это моя любимая песня

Это моя любимая песня
🕓 время чтения: 9 мин.

Бывает, что сервис и кухня в ресторане безупречны, но всё равно что-то не так. Гости чувствуют себя некомфортно и не хотят возвращаться. Иногда в этом виновата музыка.

Правильный плейлист подчеркнёт характер места и создаст нужную атмосферу. А ещё поможет увеличить продажи. Как подобрать фоновую музыку для кафе или ресторана, рассказывает Василий Филатов — композитор, медиапродюсер, основатель Института звукового дизайна, художественный руководитель студии SoundDesigner.PRO.

IMG_0635.JPG

Василий Филатов в студии SoundDesigner.PRO

Прежде всего — авторские права

Почему музыку в ресторане нельзя включать просто так

Чтобы слушать музыку как частное лицо, достаточно купить альбом, включить радио или приобрести подписку на музыкальный сервис. Но включать музыку там, куда приходят клиенты, нельзя — в пользовательских соглашениях стриминговых платформ в разных формулировках прописано одно и то же: «Разрешено только для личного и некоммерческого использования».

Если у вас в баре, кафе или ресторане играет музыка, это автоматически означает, что вы используете её в коммерческих целях, потому что слушатели — ваши клиенты. За это по закону нужно платить тем, кто владеет правами на произведения. Права бывают авторские и смежные. Авторские принадлежат тем, кто сочинил текст и написал музыку, смежные — тем, кто песню исполнил и записал.

В России есть две аккредитованные государством организации, которые представляют отечественных и зарубежных правообладателей: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийское общество интеллектуальной собственности (ВОИС). РАО защищает авторские права, ВОИС — смежные. Чтобы легально использовать музыку в ресторанах, заплатить придётся обеим.

По договору вы покупаете подписку, которая даёт право транслировать все треки, которые есть в базе организации. Неважно, сколько треков в вашем плейлисте — 50, 100 или 2 000, цена зависит не от количества композиций, а от площади и типа заведения.

Например, для ресторана площадью 300 м² подписка будет стоить 11 100 рублей в месяц. А вот для столовой такой же площади — 7 800 рублей. Рассчитать свой тариф можно на сайте РАО.

Какие будут последствия, если вы включаете музыку незаконно

РАО и ВОИС регулярно проверяют общественные места, которые не заключили с ними договор. Проверки выглядят так: агент приходит в заведение как простой посетитель. Он незаметно записывает видео, на котором слышно, какая музыка играла во время его визита. После этого агент составляет протокол и предлагает владельцу заведения заключить договор. Если хозяин бизнеса откажется, ему придёт иск с требованием выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Мобильные приложения упростили работу людей, которые проводят проверки: суд принимает ссылки на Shazam и Яндекс.Музыку как доказательство, что в заведении транслировали треки без лицензии.

На сайте РАО есть реестры зарубежных и российских популярных песен. Если незаконно включать что-то из этого списка, проблемы точно возникнут.

Поскольку РАО защищает авторские права, композиции нужно искать не по именам исполнителей, а по именам тех, кто написал музыку или текст.

Вот как в реестре указана песня Бритни Спирс Toxic

Чтобы найти песню Бритни Спирс, нужно ввести в строку поиска имя автора песни. По имени певицы трек не найдётся.

Важно: РАО и ВОИС представляют интересы неограниченного числа правообладателей. Это значит, что даже если песни нет в реестре, организации всё равно имеют право потребовать за неё штраф.

Кто подбирает музыку для ресторанов и кафе

Музыкальные редакторы или владельцы заведений

Плейлист может составить владелец ресторана или его доверенное лицо. Но это потребует много времени и усилий: нужно будет самостоятельно отобрать несколько сотен треков и регулярно менять их на новые.

Другая проблема в том, что владельцы часто отталкиваются от собственных вкусов, которые могут не совпадать с концепцией их заведения. Например, в ресторане итальянской кухни русский рок будет звучать не очень органично.

Профессионально решить проблему поможет музыкальный редактор — человек, который знает особенности рынка и понимает, как с помощью музыки влиять на эмоциональный фон гостей. Например, вызвать желание потратить больше.

Но кто бы ни составлял плейлист, все треки в нём должны быть легальными. Поэтому в любом случае придётся оформить подписку у РАО и ВОИС. Обратиться к ним можно через регионального представителя — ищите контакты на официальном сайте РАО. Обычно один человек представляет обе организации.

Договор с РАО и ВОИС избавит от проверок и судебных разбирательств. При этом вы получите доступ к самой большой в России музыкальной библиотеке и сможете ставить у себя практически что угодно.

Частные компании

Если подбирать треки нет ни времени, ни желания, можно обратиться в компанию, которая предоставляет готовые плейлисты по подписке. Такие сервисы легко найти по запросу «фоновая музыка для ресторана».

Многие из этих компаний сотрудничают с авторами и правообладателями напрямую, поэтому дополнительно платить РАО и ВОИС не нужно.

Важно. Если вы собираетесь оформить подписку на частный сервис, уточните:

  • как компания решает проблему авторских прав;

  • берёт ли на себя отчёты в РАО и ВОИС;

  • защищает ли своих клиентов в спорах с ними.


Выбор треков у таких компаний меньше, чем у государственных, но зато и тарифы ниже.

Вот цены на декабрь 2021 года от нескольких частных сервисов:

  • «РадиоСпаркс», подписка стоит от 900 рублей в месяц.

  • «Бубука», подписка стоит от 990 рублей в месяц.

  • СберЗвук Бизнес, подписка стоит 1 890 рублей в месяц.

Некоторые из компаний предлагают индивидуальный подход и составляют персональный плейлист — вручную или с помощью алгоритмов.

Ещё существуют сервисы, которые заказывают для своих клиентов эксклюзивные треки. Такая музыка будет играть только в вашем ресторане — и больше нигде. Например, с композиторами работает сервис Cubic Music. В 2020 году они записали трек для «Пятёрочки», который все пытались найти.

Что влияет на выбор музыки

Аудитория. Прежде всего, нужно знать, кто ваши посетители и какие у них музыкальные вкусы. Музыка должна запоминаться гостям и вызывать у них желание прийти к вам снова. Здесь важно найти баланс между композициями, которые посетители хорошо знают, и новой музыкой в любимом жанре.

Эмоции. Подумайте, какую атмосферу вы хотите создать для посетителей. Они приходят к вам, чтобы отмечать праздники или чтобы расслабиться после долгого рабочего дня? Или их желания зависят от времени суток? Музыка должна помогать гостям получить те эмоции, за которыми они к вам пришли.

Цель. Фоновая музыка помогает решать разные задачи. Заведениям фастфуда подойдут энергичные композиции: под быструю музыку посетители на 30% быстрее заканчивают свой обед. Это позволяет обслуживать больше клиентов.

В ресторанах лучше ставить спокойные и неторопливые мелодии. Они располагают к тому, чтобы посидеть дольше и заказать ещё десерт или чашку кофе.

Как составить идеальный плейлист

Решите, сколько вам нужно композиций

  • Желательно, чтобы песни ни разу не повторялись в течение дня. Например, для кафе, которое работает 12 часов, это плейлист из 200 треков.

  • Лучше каждый день менять композиции местами, чтобы ваши сотрудники и постоянные гости не уставали от одной и той же последовательности.

Для плейлиста на неделю нужно не меньше 1 000 треков, но это колоссальная работа, которую трудно выполнить самому. Такую подборку проще получить по подписке на сервис или с помощью услуг музыкального редактора.

Не забывайте обновлять плейлист

Чем меньше в подборке треков, тем чаще туда нужно добавлять новую музыку. Не обязательно каждый раз менять весь набор композиций целиком — можно обновлять репертуар по частям. Например, если ваш плейлист повторяется каждый день, вы можете пару раз в неделю заменять по 20 треков.

Частные компании, которые предоставляют плейлисты по подписке, обновляют музыку автоматически. Кто-то делает это раз в месяц, кто-то — ежедневно.

О чём ещё стоит подумать

Громкость. На неё влияет много факторов: шум кофемашины, скрип дверей, шаги, звуки за окном. Подберите громкость так, чтобы музыка скрывала весь посторонний шум, но не мешала гостям комфортно общаться. Возможно, музыку нужно будет делать тише или громче в течение дня в зависимости от того, насколько на улице оживлённое движение и много ли в помещении гостей. Определять оптимальную громкость лучше всего опытным путём.

Техника. Хороший плейлист станет ещё лучше с качественным оборудованием. Универсальное решение — широконаправленные акустические системы, звук которых будет равномерно покрывать пространство.

Если хочется создать винтажную атмосферу, подумайте насчёт винилового проигрывателя. Главное — помните, что пластинки тоже нельзя ставить без договора с РАО и ВОИС.

Будущее звука

Сейчас многие компании разрабатывают компьютерные алгоритмы: они генерируют музыку на базе нейросетей или треков, которые предварительно записали композиторы. Например, в России исследованиями и созданием продуктов в этой области занимаются в Лаборатории Института звукового дизайна. Так что в недалёком будущем мы наверняка станем слушать приятные мелодии, которые подстраиваются под настроение посетителей, учитывают их вкусовые предпочтения и адаптируют громкость до комфортной.

IMG_0634 (1).JPG

Так выглядит рабочее место сотрудника в Лаборатории Института звукового дизайна

FAQ. Отвечаем на вопросы, которые могли у вас возникнуть, но вы не знали, кому их задать

Я хочу, чтобы в моём баре в день рождения Бритни Спирс играли только её песни. Мне нужно как-то покупать авторские права? А если я включу просто так, то что мне будет?

Чтобы ставить у себя песни Бритни Спирс, нужно заплатить за это правообладателям. Альбомы певицы принадлежат разным лейблам, поэтому владельцев прав на её треки много. Самый простой путь — заключить договор с РАО и ВОИС. Тогда вы сможете включать песни всех своих любимых исполнителей.

Если включить Бритни Спирс или любого другого популярного артиста просто так, вы можете получить штраф.

Почему в кафе и ресторанах чаще всего играют песни на английском языке?

Зарубежная музыка отвлекает посетителей меньше, чем русскоязычные песни, потому что люди обычно не вслушиваются в иностранные слова. А рестораторы хотят, чтобы музыка не мешала посетителям общаться друг с другом и выбирать, что заказать на ужин.

Почему в барах, где есть телевизоры, музыка и видео часто не совпадают?

Чтобы показывать по телевизору музыкальные клипы или фильмы, нужна отдельная лицензия. Поэтому обычно на экранах в барах и кафе транслируют эфиры передач — это не запрещено. А чтобы видео не забирало на себя внимание гостей, управляющие вместо оригинального звука ставят фоновую музыку.

Постоянный клиент попросил поменять музыку, я могу это сделать?

Если гость просит вас переключить трек, ничто не мешает вам выполнить его просьбу.

А если посетитель просит добавить в плейлист конкретную песню, убедитесь, что у вас есть договор с РАО и ВОИС или подписка на сервис фоновой музыки, которые позволяют вам включать этот трек.

Посетителю понравился плейлист в моём ресторане, он может скачать его для себя?

Вы можете дать ему названия песен, чтобы гость мог сам их найти и послушать. Скорее всего, это не составит ему большого труда.

Но если посетитель просит скопировать папку с плейлистом на его флешку, лучше ему отказать. Это может быть расценено как пиратство

65 000+ заведений уже выбрали r_keeper! Присоединяйтесь!
Цены на сайте опубликованы в информационных целях и не являются офертой.
Точная стоимость будет рассчитана менеджером.

Больше статей

Как 9 залов с кафе, мастер-классами и магазином объединить в одну ИТ-экосистему с помощью r_keeper
Блог
Как Вадим Рябов из «МегаСофт» поехал Владивосток покорять
<p> Выставка-форум HoReCa East  </p> <br> <br>
Подробнее
Кейс Novikov Space №1
Как 9 залов с кафе, мастер-классами и магазином объединить в одну ИТ-экосистему с помощью r_keeper
Подробнее

Мы используем файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта, а также для определения предпочтений пользователей.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями использования сайта и обработкой нами и нашими партнерами cookie-файлов на сайте. См. подробнее Политику конфиденциальности.